Инклюзивное образование

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья… в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

С 1 сентября 2016 года введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (далее — ФГОС О УО).

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Анкета для руководителя общеобразовательной организации по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).


Нормативные документы

Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

План мероприятий («дорожная карта») Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 04.09.2014 № 276-од «Об утверждении Порядка регламентации и оформления образовательной организации и родителей обучающегося на дому»


Локальные акты

В ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск  организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с документами:
Положение об организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации индивидуального обучения

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме


Приказ «Об организации обучения детей с ОВЗ на 2018 — 2019 учебный год»

План работы психолого-медико-педагогического консилиума ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск на 2018-2019 учебный год

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск (вариант 7.1.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск (вариант 7.2.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск (вариант 5.1.)

Учебный план индивидуального обучения на дому для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью

Учебный план индивидуального обучения на дому для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития

Учебно-методическое обеспечение ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск  на 2018-2019 учебный год  для обучающихся с умственной отсталостью 

Учебно-методическое обеспечение ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск  на 2018-2019 учебный год для обучающихся с задержкой психического развития

Учебно-методическое обеспечение ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск  на 2018-2019 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Циклограмма рабочей недели педагога-психолога на 2018-2019 учебный год

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год

Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога на 2018-2019 учебный год


Договор с родителями (законными представителями)

Согласие родителей (законных представителей)  


Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

В основе работы Учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит социальная адаптация учащихся, концепция равных возможностей для всех участников образовательного процесса. В Учреждении реализуется  государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденная Правительством РФ.

Перечень оборудования, поставленного для детей с ОВЗ.

Аналитический отчет по использованию в 2017-2018 учебном году оборудования, поставленного в рамках областной целевой программы «Доступная среда в Самарской области»

Создание безбарьерной среды в Учреждении учитывает потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Прилегающая территория учреждения, входные пути доступны для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения.

Пандус обеспечивает беспрепятственный доступ в здание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 

Все учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении. Данный принцип превалирует над другими. В этом направлении педагогический коллектив Учреждения работает над следующими задачами:

  • адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
  • развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
  • создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

С целью качественной организации обучения детей с ОВЗ, педагоги постоянно повышают квалификацию по данному направлению работы.

Сведения о педагогических кадрах, осуществляющих обучение и сопровождение детей с ОВЗ.

Из поставленных задач вытекает еще один принцип – принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников – детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему. Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
  • обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива (класса);
  • овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.

Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития в данной ситуации (в работе с детьми с ОВЗ) предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

  • привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
  • участие в системе дополнительного образования.

Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они. Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

  • групповые занятия — посещение уроков с классом (по расписанию класса);
  • индивидуальные занятия

Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями (законными представителями) данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.

Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и  инвалидами и их участие в курсах предпрофильной подготовки

 


В СП ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск «Детский  сад №10» организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ. В группе компенсирующей направленности ведется коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР. Для детей с ОВЗ разработаны адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с видами речевых нарушений. С воспитанниками с ОВЗ работают специалисты, имеющие специализированное образование и курсовую подготовку: воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор пор физической культуре. С воспитанниками с ОВЗ проводятся фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, а также занятия в сенсорной комнате ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск. Дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях СП, охвачены адаптированной программой психологического развития при работе с детьми с ОВЗ 5-7 лет (программа  разработана педагогом-психологом и имеет рецензию), дополнительной общеобразовательной социально-личностной направленности «Краеведение в детском саду» под редакцией Матовой В. Н., участвуют в конкурсах различной направленности.

Педагог-психолог СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10» работает ежедневно понедельник-пятница с 8.00 до 15.12

Учитель- логопед СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10» работает ежедневно понедельник-пятница с 8.30 до 12.30

Положение о группе компенсирующей направленности

Кадровое обеспечение обучения и коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ СП ГБОУ СОШ №11 г.о. Октябрьск «Детский сад №10»

АООП  СП ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск «Детский сад №10» для детей с ОНР (6-7 лет)

АООП  СП ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск «Детский сад №10» для детей с ОНР (5-6 лет)

Договор с родителями (законными представителями) СП ГБОУ СОШ №11 г.о.Октябрьск «Детский сад №10»


Фотоотчет о вовлечении воспитанников группы компенсирующей направленности в различные мероприятия